Официальный сайт Келли Линк: http://kellylink.net/
Наконец-то добрался до книжки. И даже двух. На этот раз книжками оказалась Келли Линк американская писательница в жанре фрик-фэнтези, если верить критикам. Не верьте! Просто пишет она очень, очень странные и местами больные истории. Без единого эльфа.
Изначально я хотел купить себе её сборник рассказов «Все это очень странно». Редко этому способствует обложка, но в данном случае как раз так и случилось. Но Линк все равно не повезло. Сработали старые предрассудки касаемо женщин-писательниц. Все это как-то мягко.
Есть предубеждение, что мужчине тяжелее читать женскую прозу, потому что в большинстве случаев мужчины пишут про мужчин, а женщины героев заменяют на героинь (а иногда и героин). Идентифицировать себя с женщиной подсознательно сложнее. Поэтому сопереживание идет через раз. Многие женщины вынуждены брать себе мужские псевдонимы, чтобы лучше продаваться. А многие мужчины становятся женщинами. Современный рынок очень сложная штука.
Литературные женщины очень хитрая штука и не игрушка для тех, кто боится сюрпризов. Например, я был уверен, что Терри Пратчетт это женщина. А Макс Фрай мужчина. И сильно удивился, когда обнаружил у Терри бороду, а от Фрая узнал, что он, во-первых, русский, во-вторых, вымышленный, а в-третьих женщина! Ровно половина Генри Каттнера это его лучшая половина, читай, жена.
Да и потом, есть в женщинах что-то от контактных мин. Годы они прозябают в безвестности, работая школьными учительницами и что-то карябая на салфетках, а потом их внезапно разрывает Мумми Троллями, Карлсонами и Гарри Поттерами. Никогда не путешествуйте с женщинами. Эта дорога, которая петляет в стиле Эшера. Про женщин с фантазией вообще умолчим.
Если не знаешь, как начать с начала, всегда остаётся конец. Поэтому вторая книга Келли Линк «Магия для чайников» стала для меня первой. И что же? Скажем так, Линк это машина сновидений. Не человек, а секретарь собственного подсознания. Каждая новая история это набор ненормальных событий и какого-то нездорового юмора. Мир Линк сильно болен. Но эта болезнь невероятно заразна! Невозможно остановиться, даже когда Линк начинает накрывать тебя безумием, словно шерстяным одеялом. Это уютные истории, которые писала женщина. И это сразу видно. С книгой хочется забиться в кресло и включить за окном вечернюю вьюгу. И читать, читать, хотя чтение напоминает состояние кролика, который никак не может убраться с дороги, ослеплённый фарами.
Странность Линк парализовывает. Она не дает не секунды передышки, как будто бы пишет лезвиями вместо слов. Истории можно потрогать руками, пожевать, как скажем, бутерброд с зубной пастой. Почти все рассказы это сборники точных цитат и шокирующих образов. С ними тонешь в мутной воде, всё глубже. Но остановиться так же сложно, как перестать трогать кончиком языка место, откуда только что вырвали зуб. Здесь что-то должно быть, но суть невероятно склизкая. В свое время сборник Джонатана Летема «Люди и комиксы» производил такое же впечатление. Истории, которые начинаются и заканчиваются ничем. Оставляя ощущение растерянности. Но как я и думал, не всё так просто. Сборник Летема головоломка. Рассказы имеют смысл, вот только понять его можно, прожив вместе полгода.
Как и любой сон, рассказы Линк не поддаются анализу. Вот сумка, в которой существует маленький мир и русский диверсант, спрятавшийся в нем. Вот пушки с волосами или зомби, посещающие магазин на Канадской границе (а также пижамы, разработанные ЦРУ и собачьи призраки в машине). Или кролики, которыми управляют маленькие зеленые человечки? Или люди в кошачьих шкурках, и ведьмы, которые рожают дома?
Логика не может протиснуться в дверь потустороннего мира, потому что он вывернут наизнанку. Логика внутри, но настолько чуждая, что от неё становится страшно. Линк пишет обо всем так убедительно, вплоть до схемы проезда в Ад, что ей веришь. И действительно, мёртвые могут светиться, потому что им холодно. И чтобы согреться, они жгут свои старые воспоминания. А самые яркие горят ярче и греют сильнее.
Келли Линк получила множество наград в области фантастики. И не просто потому, что придумала музыкантов, которые виолончелями удят призраков (если их поймать, у инструмента появляется душа и звучит он совсем по-другому). И не потому, что знает, как работает почта с того света. Просто её фантазия это бесконечный баллон с идеями, которые легче воздуха. И чем больше читаешь, тем дальше улетает голова.
Даже пересказы старых историй о Снежной королеве, где Герда совсем не хочет целовать сине-зеленого Кая, а принц так и не нашел Золушку, поэтому просто женился на первой встречной, воспринимаются так же здорово, как и у Нила Геймана. Возможно потому, что в сказочных королевствах Линк принцессы совершенно спокойно могут переспать с доктором Фрейдом, а говорящие животные матерятся.
И всё это очень, очень странно.
[ Обсудить статью на форуме ] [ Другие статьи раздела ]
|