Рад Star'аться!
  Пьяная фантастика Вернуться в раздел "Text"
 

Генри Каттнер. Пять рассказов о Гэллегере: http://lib.ru/KUTTNER/gelleger.txt

Здра!

Сегодня поговорим о самом пьяном герое фантастики.

Да, с Гэллегером лично я познакомился в период глубокого запоя. Помню, как сейчас, глушили мы кефир ведрами и тазиками, а когда весь кефир окончательно оглох, разошлись на бровях по домам. На самом деле, я немного заврался, потому что вряд ли бы я что-то помнил, если бы запой был действительно глубоким.

В силу того, что по характеру я умеренно слегка это самое, Гэллегер мне сразу приглянулся. Первый рассказ о нем я читал с большим интересом. Причем интерес был вызван чисто технической стороной произведения. Меня поражал тот факт, что почти при полном отсутствии действия (ну, не считать же за оное непрерывный процесс поглощения обогревателей "Доброе тепло" в емкостях 0,5 - 0,75 л главным героем) автор умудрялся поддерживать интерес читателя, а главное, излагать довольно динамично и не нудно. Это было для меня открытием, которое явно обозначило, что не только герои с базуками наперевес создают любимый американцами action, но и обыкновенная мебель в виде Гэллегера с этим отлично справляется.

Тогда же у меня возникла мечта, написать рассказ слепого человека о жизни его парализованного друга со слов немого очевидца событий.

Далее я разочаровался. Дело в том, что на первых порах образ Гэллегера еще как-то спасал ситуацию. Согласитесь, герой-алкоголик - не очень типичное для фантастики явление, но вот потом... Потом его пьянка порядком надоела. Остро встал вопрос "Ну сколько можно пить?", и вероятность отыскания новых интересных ходов в развитии характера персонажа вообще пошла на убыль. Гэллегер со своим пьянством замучил страшно. Объем произведений все возрастал, а смысловой нагрузки в них было, как закуски у Гэллегера, то есть не было ее. Далее все развивалось по алгоритму:

  1. Гэллегер встает и ощущает острое похмелье.
  2. Гэллегер пытается опохмелиться.
    1. Ему это удается.
    2. Ему это не удается из-за события (см. п. 4).
  3. Гэллегер начинает соображать, чего он такого наизобретал.
  4. Происходит событие (как правило, изобретение начинает работать некорректно, читай, пытается убить Гэллгера прямо или косвенно. Косвенно - посадить в тюрьму, например, что для Гэллегера верная смерть, ибо там не наливают).
  5. Гэллегер начинает пить.
  6. Гэллегер пьет.
  7. Пьет еще.
  8. Он все еще пьет.
  9. Что делает Гэллегер? Пьет!
  10. Почти напился.
  11. Пьяный в стельку...
  12. ...в доску...
  13. ...в зюзю...
  14. ...как первый Президент РФ...
  15. ...
  16. ...
  17. ...
  18. ...
  19. ...
  20. ...
  21. ...
  22. ...
  23. ...
  24. ...
  25. ...
  26. ...
  27. ...
  28. ...
  29. ...
  30. ...
  31. ...
  32. ...
  33. ...
  34. ...
  35. Здесь могла бы быть ваша реклама!!!
  36. ...
  37. ...
  38. ...
  39. ...
  40. ...
  41. ...
  42. ...
  43. ...
  44. ...
  45. ...
  46. ...
  47. ...
  48. ...
  49. ...
  50. ...
  51. ...
  52. ...
  53. ...
  54. ...
  55. ...
  56. ...
  57. ...
  58. ...
  59. Пьет.
  60. Все, installation complete.

С этим пунктом приходит развязка, ибо у Гэллегера закончился бензин (алкоголь, естественно), а у автора - способ поддерживать динамику процесса. Все становится на свои места, Гэллегер решает все проблемы, идет сдавать бутылки и безбедно доживает остаток дней.

Нет, други, что прошло один раз, сильно утомляет во второй, а в третий просто таки напрягает. Та же серия рассказов про семейство Хогбенов этого же автора обладала аналогичным эффектом. Кстати, там дедуля преобразовал обмен веществ своего организма таким образом, что тот гнал самогон прямо в крови. Просто песня "Вечно молодой, вечно пьяный...". И как Гэллегер не додумался до чего-то подобного, с его-то подсознанием, непонятно абсолютно.

Ладно, рассказы средней паршивости и сойдут для деревни вторым сортом, помогут убить время и не более того. "Робот-зазнайка", по-моему, лучший рассказ серии, но, это очень личное, потому что читал я его первым, а все для меня было тогда в новизну.

О чем меня заставили задуматься эти творения, так это о роли альтернативных муз в жизни творческих людей вообще. Альтернативные музы - это алкоголь, наркотики и прочие радости прогресса.

Например, Стивен Кинг сначала страшно пил, потом и вовсе стал заядлым наркоманом и сам признавался, что не мог сесть писать, пока не доходил "до кондиции". Как он писал, он, конечно же, потом не помнил, но получалось очень хорошо. Потом, правда, он бросил и пить, и иглу завязал бантиком, стал приличным писателем, попал под машину и чуть не умер.

Филипп Дик был известным наркоманом и даже этого не скрывал. Но несмотря на это, он смог заложить основы психоделики в литературу, да и вообще, стал одним из отцов-основателей теории "нереальности" всего происходящего. Мир реален только в твоем присутствии, стоит отвернуться - и пропадают за спиной улицы города. По телевизору передают сообщения о несуществующих странах и прочее.

Мой любимый Роберт Шекли практиковал одно время интересную методику: наедался различных сильнодействующих препаратов, а потом просто методично записывал происходящие в мире изменения. Далее впихивал это в рамки сюжета и получал рассказы.

А теперь вспомните кучу примеров из жизни известных музыкантов, спортсменов... Да даже разнообразные религиозные культы и прочие шаманы использовали дурманящие вещества для достижения своих целей (связи с божеством, выхода в Астрал).

Действительно ли человеку нужен подобный допинг или это просто вид самовнушения? А может, затуманенное сознание может оценить мир объективнее, без примеси эмоций, интереса, участия? Предупреждаю: вопрос только кажется простым! На самом деле варианты типа "Пить вредно!" и "Даешь здоровое творчество - здоровому обществу!" не принимаются, ибо они банальны.

Люди, которые говорят, что пить надо меньше, и те, которые говорят, что пить надо больше, все-таки сходятся в одном: ПИТЬ НАДО!

 
  На мое мнение можно положить(ся)  
[ Star'ания | Text | МУЗ | Кино | Другое ]
[ Главная | Star'ение | StarCH | Star FAQ | Форум ]