|
Алекс Тивирский. "Биоплетение": http://zhurnal.lib.ru/t/tiwirskij_a/bio.shtml
Всем привет!
Прочитал я этот рассказ. Самое плохое в нем - это то, что он мне понравился. Остальное, казалось бы, сплошной позитив, потому как все равно хуже с этим рассказом уже ничего случиться не может. Я бы даже сказал, что это очень симпатичный рассказик! Ни за что бы такой не написал. Казалось бы, сплошные противоречия. Но это не потому, что я сам - какая-нибудь там биоскульптура, у которой сплошной конфликт устройств внутри, а потому что рассказ именно такие чувства вызвал. Глубоко противоречивые, как та девушка, которая стоит спиной и вызывает самые радужные чувства демографической направленности, а, повернувшись лицом, заставляет с ужасом обнаружить, что ты страдаешь жуткой формой ксенофобии, расизма и вообще склонен к геноциду. Короче, некрасивых женщин не бывает. Бывают пугливые мужчины - это факт. И еще факт в том, что плохих рассказов тоже не бывает - бывают непонятые. У каждого рассказа, в конце концов, найдется хотя бы один фанат. Иногда такой фанат - сам автор. Но вернемся к Биоплетению.
Кому как, а мне понравилось все это дело, в первую очередь, языком изложения. Я читал, а с другой стороны как будто бы песню слушал. Язык тут очень поэтичный. Это не значит, что он шибко образный или яркий, просто он обволакивает и никуда тебя не отпускает. Сплошные комплименты. Автору спасибо, а заводу-изготовителю этого автора уже пишется благодарственное письмо с просьбой выслать пару подобных языков. Идея тоже довольно забавная. И, хоть как всегда возникло чувство, что я уже что-то такое где-то когда-то как-то слышал, динамики всего происходящего оно не нарушило, и, опять же, автор нарвался на очередную порцию щедрой похвалы с моей стороны. Все же, в плане идейных декораций рассказ недалеко ушел от Франкенштейна и Острова доктора Моро.
Ну и все, теперь с чистой совестью могу побить. И язык, и идея, которые такие замечательные, что я просто плакал весь от умиления, тут работают на создание определенной атмосферы. Сам мир рассказа мне глубоко противен! Это я не со зла говорю, а просто констатирую личное мнение. Кто-то смотрит на коровью лепешку и отмечает совершенство форм, торжество органической конструкции, прекрасные аэродинамические свойства, а кто-то смотрит, а про себя думает: "Не дай Бог, я вступил вот в.. ЭТО!" Вот и я смотрю на этот мир и понимаю, что если бы передо мной стоял турист и мучительно пытался бы выбрать, куда бы ему поехать отдохнуть - в ад или в мир рассказа, я бы чистосердечно посоветовал бы ему катиться ко всем чертям! Ради его же блага.
Ибо мир Биоплетения - сплошная помойка. Причем не свалка мусора высокоразвитой цивилизации, где валяются всякие безобидные фены, гайки и прочие алкоголики, а самая настоящая органическая куча гниющих кусков тел, застарелой грязи, кишок и продуктов, которые уже кто-то ел. Это фигурально, конечно. Реально просто не покидает чувство, что ты сам по уши в этой грязи, копаешься в искалеченных трупах, пытаясь сшить очередного монстра. Во всяком случае, меня не покидало чувство, что я забрел на помойку, смрадную и зловонную настолько, что лучше уж сразу сдохнуть, чем там дальше оставаться.
Это всего лишь вопрос восприятия. Например, никто не станет обвинять паразита, который живет, простите, в заднице у крысы-пасюка, за то, что он нечистоплотен. Извините! Но он там живет! И эта задница - его мир. Чем наш мир лучше указанной анатомической конструкции крысы-пасюка? А чем хуже мир рассказа? Да ни чем, просто по мне - он мрачный жутко. А от того безысходный какой-то. Дескать, все плохо. Крысе-пасюк полный. И любовь там искореженная какая-то, бывшая в употреблении, и судьбы поломанные, и жизнь не ценится вообще, и надежда умирает долго и мучительно, а счастья нет уже давно. А посреди всего этого великолепия ходят полудохлые несчастные куски собранной по всем моргам органики. Вряд ли подобный пейзаж вам бы хотелось увидеть, покупая, скажем, домик у моря. Именно с безысходностью у меня весь этот рассказ почему-то ассоциируется. Тупиковостью и обреченностью. А за собой в последнее время заметил, что этот мрак уже физически не перевариваю.
Какой смысл? Когда в реальной жизни и так этого полно. выходи на улицу с бумагой, останавливай первого попавшегося прохожего, и он таких ужасов из личной жизни может нарассказывать, что на десять миров Биоплетения хватит. Я уж умалчиваю, о чем может рассказать крыса-пасюк или ее паразит, что вообще полный абзац. Но вот станем мы его слушать? Лично я - нет. Раньше бы слушал с удовольствием. Раньше читал Лукьяненко и от того же "Атомного сна" протащился по полной. А там ведь кроме сплошной жестокости и прозрачной морали ничего и не было. Если бы это произведение можно было потрогать, я уверен, на ощупь оно бы было холодным. Как градина. Как и "Биоплетение". А потом что-то треснуло внутри, и теперь тянет на что-то жизнеутверждающее. Шутки юмора там разнообразные.
И когда на страницах валяются трупы и разливаются лужи крови, даже самая прекрасная идея уже как-то не волнует. Кроме того, заставить человека плакать, испугать его, показать ему темную сторону гораздо легче, чем заставить того же человека улыбнуться. Самые большие глупости на Земле делались с серьезным лицом, так? Поэтому я голосую за радость во всех ее проявлениях. О серьезных вещах можно говорить несерьезно. И если это получается - это уже не просто хорошая фантастика, это просто гениально. А рассказ все равно читать непременно. Он того стоит! |
|