|
Для всех, кто воспринимает воздух как нечто, находящееся в баллоне, а жизнь - только вместе с приставкой "подводная", четыре дня прошли под стеклянной крышей Гостиного двора, где безостановочно с утра до вечера бурлил V Московский Международный фестиваль дайвинга и отдыха на воде.
Надо сказать, что Фестиваль развивается бурными темпами, и сегодня является крупнейшим специализированным мероприятием в Восточной Европе, посвященным дайвингу. Это огромное, растянувшееся на десятки метров пространство, где примерно 20000 людей смешиваются в хаосе броуновского движения среди стендов 200 самых разных фирм из 28 стран мира. На самом деле, это значит примерно следующее. В одном месте в одно время 20000 людей открыто заявляют, что у них есть куча свободных денег, которые они готовы тратить на всякие извращения с воздухом и водой.
В то время, как Рыбный переулок, продуваемый холодным февральским ветром, был завален снегом, в Гостином дворе царила атмосфера жаркого тропического отдыха. Судя по ажиотажу у входа, истинных любителей не останавливали даже цены на билет в 300 рублей, больше подходящие для выставки альпинизма. Разумеется, по-настоящему гибкий ум никогда не станет платить 300 рублей, а начнет экспериментировать с приклеиванием отрывного корешка обратно к пригласительному билету, замазывании даты на табличках и, наконец, логически дойдет до дешевой и безотказной печати поддельных бейджиков с надписью "пресса". Все эти трюки проходят на ура, потому что охранная система представлена двумя неработающими металлоискателями и еще двумя неработающими студентами. Таким образом, на сей праздник попасть довольно легко. А вот увидеть все то, что там происходит - уже нет.
Если бы мне пришлось вкратце описать всю выставку, то, опираясь на наблюдательность, многолетний журналистский опыт, чрезвычайно богатый и разнообразный русский язык, я бы описал ее как... "Большая". Среди десятков павильонов рассредоточились лучшие силы маркетинговых войск, применяющих рекламу для массового поражения посетителей. Стоило сделать шаг, и в глаза сразу бросались: сотни вывесок, больших и маленьких; мигающие экраны; акулы; стройные ряды гидрокостюмов всех цветов радуги; конкурсы с раздачей призов; волшебники; множество самых невероятных боксов для фото и видеокамер; духовой оркестр; парни в костюмах рыб и девушки в костюмах полуобнаженных девушек. Попался даже молодой человек с несмываемой улыбкой на лице. Такие люди обычно ходят по обочинам дорог с отрешенным видом, улыбаясь цветам и птичкам вокруг до тех самых пор, пока их не сбивает рейсовый автобус.
В соревновании "Кто больше всех поразит" большим паразитом, безусловно, оказались стенды, применяющие старые трюки с девушками модельной внешности и бесплатными напитками. В этом году девушек получилось меньше, да и бесплатная дегустация виски куда-то исчезла. Вместо этого появился бесплатный турок с кальяном для всех желающих и крепкий кофе в неограниченных количествах.
Кроме того, повсюду были рассредоточены морские звезды - пятилучевые красные и четырехконечные шоу-бизнеса. Последние вполне охотно позировали перед фотокамерами, общались с публикой, забыв об обычных мерах предосторожности вроде толстой прослойки из телохранителей, и вообще, вели себя, как свои в доску ребята. За всей этой звездной пылью поначалу было трудно разглядеть то, ради чего все собрались.
Пока я прокладывал себе дорогу к главной сцене, где Валдис Пельш и Яна Чурикова занимались проведением официальной церемонии открытия, около аквариумов с тропическими рыбами столпились фотографы всех разновидностей в таком количестве, что рыбам действительно было, на что посмотреть.
Вся суть мероприятия была видна тут, как на ладони, потому что рядом с главным фотографом журнала "Подводная Глубина" стояли еще с десяток людей, лучшим снимком которых за всю жизнь был снимок собственного пальца, закрывающего вспышку. Фотографа Подводной Глубины можно узнать по огромной бороде, в которой он периодически копается, добывая недоеденные обеды и небольших млекопитающих, которые пытаются организовать там нечто вроде ячейки общества. Кроме того, он типичный фотограф, то есть издалека похож на ходячий стог штативов с торчащими во все стороны объективами. Все тысячи долларов, которые потрачены на технику, должны быть видны издалека. Причем, будет лучше, если на особо дорогих образцах еще будут болтаться ценники. Фотографы, в большинстве своем, напоминают краснозадых бабуинов, которые могли бы прикрыть свои достоинства, но предпочитают носить их высоко задранными.
Объединение профессионального с любительским стало вообще негласным девизом всей выставки. Среди 400 фото- и видеоработ из 24 стран мира попадались настоящие шедевры композиции и идеи. Идеальные геометрические построения рыб, широкоугольные кадры миграции редких животных, захватывающие дух панорамы и будоражащие воображение своей детализацией работы в жанре макросъемки. При этом пара работ вызывала явное недоумение, поскольку представляла собой нечто засвеченное и размытое, словно эти фотографии были похищены прямиком из мыльницы, спонтанно тонувшей где-нибудь у берегов неизвестной лужи. Остается только гадать из какой страны прибыли данные шедевры, но очевидно одно: открытие спирта там произошло гораздо раньше открытия фототехники. Причем второе открытие обмывают до сих пор.
Видео получилось более ожидаемым. Никакой революции фильмы, участвующие в конкурсе, не произвели. Ясно, что сегодня эти картины уже далеко вышли за рамки привычного home-video, на съемках работают первоклассные операторы, а для лучшего монтажа даже организовали специальную "клиповую" номинацию. Все это, к слову, не остановило авторов одного ролика, которых, вероятно, уже выгнали с пары фестивалей за то, что условие "документальное кино о животных" они восприняли весьма творчески, прислав на конкурс порнографического качества работу, где несколько мужиков укуривались в хлам, после чего изображали оргазмирующих тюленей.
Тем не менее, все видеоработы можно было разделить на три класса. Первый - фильмы про подводных животных. Тут блистательной операторской работой больше всего запомнились "The Circle of Life" из Великобритании и "Striped Hunters" из Германии, ставший настоящим фурором фестиваля и собравший сразу несколько призов вместе с гран-при. Авторы выходили на сцену, много смеялись, нервно дрожали, всхлипывали и забывали слова, в общем, вели себя именно так, как и должны люди, снимавшие фильм про чертову уйму голодных акул.
Были фильмы о людях и море, фильмы о затонувших судах, был даже фильм про отважного дайвера, который утонул в первые пять минут своего фильма, чем вызвал жуткую путаницу в программе, потому как было неясно, к какому именно жанру его теперь отнести: людям, морю или затонувшему судну? В итоге, он получил награду как вымирающий вид морского животного, но поскольку за ней не явился, было решено отдать медаль одному из членов жюри и утопить его в месте гибели автора.
В это время главный бассейн выставки расчехлили, запустив огромные белые шары с тряпкой прямо под потолок. После этого на ближайшие четыре дня бассейн стал местом обитания основных звезд мероприятия. Каждый желающий мог совершить интродайв вместе с Валдисом Пельшем, Аленой Свиридовой или Яной Чуриковой на выбор. Разумеется, интересно было бы посмотреть, как ко дну пойдет Гурченко или Пугачева. Но они почему-то не тонут.
Сам мобильный бассейн трехметровой глубины и три на пять метров полотна воды после многократного использования походил на протекающую цистерну, равномерно заполненную звездными соплями. Поэтому, приятнее всего было смотреть, как там плавает технологическое чудо - маленький робот-камера с надписью "BABY" на борту.
Робот с удовольствием пялился на людей через толстые стекла, радостно мигал фарами, если кто-то начинал кривляться, и тут же передавал изображение на главный экран выставки. При этом управлялся он обычным зеленым джойстиком от Sony Playstation. Вероятно, большинство роботов и прочих механизмов в мире управляются похожим образом. Поэтому нет ничего удивительного, когда пассажирские самолеты на полном ходу врезаются в землю, пытаясь выполнить особо сложное комбо.
Рядом в круглом аквариуме разместились черноперые акулы, которыми никто не управлял, но при этом они стабильно плавали по часовой стрелке, и совершенно непонятно, как при таком раскладе они умудрились разбить себе носы.
Пока со сцены массово раздавали призы, в том числе и довольно дорогую новинку сезона от Kodak с двумя объективами сразу (оба из них с поразительной синхронностью перестали работать, когда дело дошло до демонстрации), свою деятельность разворачивали торговцы подводной смертью - ружьями, ножами и почему-то саблями. Продавцы сабель предлагали купить еще и настоящие шапки трапперов с хвостами енотов и деревянные глобусы. Словом, они выглядели как люди, отлично знающие, что точно может пригодиться под водой.
На этом фоне мирно ползала по рифу одинокая морская звезда. Кстати, забудем про выставку, раз представилась такая возможность поболтать о морских звездах. Они относятся к отряду иглокожих. То есть ближайшие их братья - морские ежи и прочие твари, выглядящие, как пустившиеся в эволюцию швейные принадлежности. У знаменитой пятиконечной морской звезды на каждом луче по 400 ног! Существуют морские звезды, количество лучей у которых больше 50. Для этих не распространяется гарантия на обувь, а вся жизнь проходит за бесконечной стрижкой ногтей.
На конце каждого луча у морских звезд по глазу. Внутри каждого луча - органы. То есть у пятилучевой звезды пять желудков, пять кишечников и всего остального тоже по пять. Видно, природа создавала их в последнюю очередь, когда на складах оставалось полно всяких кишок, а засовывать их было решительно некуда. Морские звезды - хищники. Любимые блюда - устрицы, мидии и что угодно с последней страницы меню французских ресторанов. Морская звезда находит устрицу, упирается в ее створки двумя лучами, а еще тремя оставшимися держится за дно. Звезда начинает раздвигать створки. Устрица их сдвигает обратно. Звезда упорствует. Устрица не сдается. После нескольких часов борьбы устрица ослабевает, а морская звезда впрыскивает в нее свои желудки. Что? Разве я не упомянул, что пищеварение у них наружное?
Кроме того, морские звезды двуполые. То есть у них в полной мере присутствует всякий забавный секс. Это вовсе не тот забавный секс морских слизней, при котором самцы откусывают друг другу пенисы. У морских звезд все происходит более гуманно. Молодой человек-морская звезда встречает девушку-звезду. Ночью они идут в коралловый парк посмотреть на дрейфующих высоко китов. После чего он обещает ей достать планктон с небес, и они долго кружатся в танце со скоростью одного сантиметра в час. Они идут в ресторан, поесть устриц, а потом он провожает ее. И они целуются в подъезде ее пещеры. И пока родителей нет дома... К слову, пятилучевой звезде нужно сразу пять презервативов!
Знаете, в свете последнего вывода получается, что не так плохо быть морской звездой! Во всяком случае, гораздо лучше, чем устрицей, которая даже в лучшие дни походит на коробочку соплей.
Морские звезды совершенно безобидны для людей. Кто захочет связываться с инвалидами, у которых всего две (!) ноги?
Вернемся на выставку, где больше всех людей столпилось у стендов PADI, которая, похоже, за прошедший год умудрилась поучаствовать во всех крупных ссорах и нажить себе самую большую толпу врагов. Споры велись яростно, а мест не было не то, что в первых рядах, но даже во вторых и третьих. Те, кому не хватило пространства у стендов, сгруппировались около помоек, куда выбрасывали рекламные каталоги PADI и критиковали их.
На сцене фотографы увлеченно рассказывали о том, как тяжело им работается с моделями, которые по большей части рыбы, в условиях, где нет воздуха, света, а иногда и особого смысла. Некоторые жаловались на то, что животные уходят далеко от людей, и скоро почти все Красное море будет занесено в Красную книгу.
В толпе попался Андрей Макаревич, отыгравший небольшой концерт за дополнительную плату, состоящий из грустных и очень грустных песен. Единственное, что радовало после, так это магазин подержанного оборудования, который возникает на каждой выставке словно лавка, торгующая волшебным антиквариатом. Здесь можно было найти массу вещей, которые работают если не по волшебству, то явно по недосмотру основных законов физики. К слову, возможно, это единственный магазин, где удастся купить ультрадешевый гидрокостюм, состоящий из сплошной дырки, или жилет, поеденный хищниками мелового периода.
Кстати, National Geographic привезли на выставку большую белую акулу, в картонный рот которой каждый мог залезть и вполне безопасно сфотографироваться, не рискуя после этого стать десятком килограммов мясного фарша. И пока одни с удовольствием использовали этот редкий шанс, другие уходили все дальше от реальности, погружаясь в виртуальные моря на стенде Scubapro. Помимо стандартной продукции, они привезли с собой плазменную панель, компьютер и симулятор дайвинга, вышедший совсем недавно. Только тут можно было увидеть, как серьезные мужчины в деловых костюмах самозабвенно рубятся в компьютерные игры.
На экране происходило следующее: безумный дайвер, забыв об азотном опьянении и кессонной болезни, носится вверх-вниз по морю, отстреливая других дайверов и сшибая рыб. При этом раненая живность, истошно вопя, пузырясь и пуская красные лужи, улетает вверх и взрывается. Мужчин подобное развлечение приводило в полный восторг, а для тотального счастья не хватало разве что возможности угнать корабль и протаранить им материк.
За всем этим отпели свои песни признанные дайверы Алена Свиридова и Гарик Сукачев, который обычно поет редко, но по такому случаю отказать не смог. Надо думать, в следующем году под водой следует ждать Бориса Моисеева с балетом щелкунчиков-геев в полном составе.
Креветки с любопытством смотрели, как туристические агентства продают путевки на их историческую родину. Причем, этот год обещает быть особенно интересным, поскольку для русских дайверов открывается совершенно новая страна, эдакая Terra Incognita на берегах Красного моря - Эритрея. Бывшая ранее частью Эфиопии, Эритрея долго воевала за свою независимость, своего добилась и теперь представляет собой страну, окруженную минными полями, городами, где здания похожи на решето и дайв-сайтами, которые не знают, что такое тысяча посетителей в день. Местные жители строят дома из кораллов, говорят на забавном языке тигринья и расплачиваются валютой накфа.
В трудном Морском бою Андрей Макаревич побил Валдиса Пельша. На выставке появилось множество иностранных гостей, причем большинство из них с увлечением рассматривало меню кафе. После того, как в клубах дыма на сцене закончились всевозможные танцы и конкурсы, награды нашли своих фотографов, среди которых особо хочется поздравить нашего соотечественника Андрея Романченко за приз в номинации "Моря, реки и озера России". Особенно радует, что кадр, сделанный Андреем - вовсе не далекая экзотика, а родное отечественное членистоногое, живущее всего в 500 километрах от Москвы.
Выставка пролетела очень быстро и насыщенно, отпели свое про аквалангистов Манго-Манго, Billy’s Band, а Андрей Макаревич стал дайвером года и получил черную жемчужину за вклад в развитие дайвинга в России (жемчужина была самой настоящей, что, с одной стороны хорошо, а с другой - браконьерство). Андрей Макаревич, кроме того, являлся и членом жюри, и одним из организаторов выставки, и чисто случайно не получил приз как лучший Андрей Макаревич вообще. Многие люди нашли друг друга, пообщались и завели полезные знакомства. Многие нашли сами себя в новом для них мире дайвинга. Дружеская атмосфера и всеобщая вовлеченность только способствовала этому. И, хотя в завершении все встали под "официальный" гимн дайверов, исполняемый Львом Лещенко, по-настоящему зажег А. Б. Пушной, вдарив мощным роком под аккомпанемент злобной электрической гитары. Так бодро и яростно, что даже рыбы услышали.
И да, Пушной - это действительно круто! Пожалуй, это основная мысль текста.
[ Обсудить статью на форуме ] [ Другие статьи раздела ]
|
|