|
Страница фильма в IMDb: http://www.imdb.com/title/tt0096426/
Каким-то непостижимым образом складывается так, что одни фильмы становятся культовыми, а другие - нет. Причем еще более непостижимым образом этот культ нередко является дутым. В фильме нет ни потрясающей идеи, ни выдающихся актерских работ, ни операторских новаций, а народ все равно творение знает и любит. Еще более странные штуки творятся с фильмами, которые никто не видел, но о которых все слышали и, посему, имеют собственное мнение.
До недавнего времени постоянно слышал о фильме "Музей восковых фигур" ("Waxwork"). Слышал от многих людей, которые, разумеется, сам фильм не видели, поэтому рассказывали о нем наиболее интересно. Многие о нем даже не слышали, что делало их историю полной потрясений даже для них самих. Найти фильм было чрезвычайно сложно. Дело в том, что такова специфика подобных фильмов. О них все постоянно слышат, посему разумно полагают, что нет резона пускать данное произведение в тираж. Раз о нем и так все знают, значит, кто-то растиражировал его до них, и прибыли это не принесет. С другой стороны, находятся отважные оптимисты, делающие копии фильма. Но и те прячут их подальше, дабы не опозориться перед большинством.
Основное правило гласит следующее: любой фильм можно найти в видеопрокате при условии, что вы найдете подходящий видеопрокат.
Однако фильм был найден и отсмотрен. Общее впечатление - примерно как от поездки на американских горках. Изначально вам очень интересно. Скажем, разуму интересна проблема выживания. Разум понимает, что нельзя спокойно катиться в маленькой тележке с гигантской высоты и при этом рассчитывать на приземление в состоянии, отличном от жидкого или газообразного. Всему остальному организму интересно не расплескать то, что он так старательно усваивал до этого и пытался переварить в полезные для жизни вещества. Ну и вам, как некоей общности органов, интересно, в целом, стоит ли оно потраченных денег? Однако, к концу поездки все вопросы сводятся к одному единственному: достаточно ли быстро бегает билетер, чтобы избежать равномерного насаживания на каждый из 17856 болтов, о которые вы ровно 1,5 минуты на космических скоростях спотыкались задницей. В общем, от романтического предвкушения приключений мы скатываемся до банальной рутины. От ожидания неизвестности до заштампованного исхода ровно один шаг. И этот шаг делается очень легко, если кто-то предусмотрительно не кладет на вашем пути банан. С помощью банана вы долго кувыркаетесь и оканчиваете жизнь с переломами по всему телу в грязной канаве, но зато уже никогда не скажете, что вокруг ровным счетом ничего не происходило.
"Фильмы с бананом" - это те самые фильмы, которые смотрятся на одном дыхании и вызывают чувства, схожие с парашютным прыжком. Вы уже на земле, а сверху все еще падает дождь из вашего испуга. Вроде бы смотреть уже не на что, а уходить нет сил. Это такие фильмы, которые очень любят мягко вести вас по сюжету за ручку, а потом вдруг резко срываться в противоположную сторону, напрочь выкручивая конечность. В общем, это те фильмы, которые можно смотреть снова и снова в силу их непредсказуемости или редкостных достоинств (например, все фильмы с Памелой Андерсон, где этих достоинств целых два, и они ну очень большие!).
Музей восковых фигур - совсем не такой фильм. Он неспешно разворачивает перед вами довольно забавную идею, потом хитро играет на ностальгии, а в конце доводит до ушата первосортного дерьма и предлагает искупаться на пару. Это как раз тот случай, когда начали за здравие, а закончили смертельной тоской. Если вы совершенно не знаете, где бы использовать ножницы, то берите этот фильм и отрезайте от него ровно половину. Полученный кастрат будет в сто раз лучше оригинала.
Сам фильм повествует о тяжелой жизни стада пидростков в далекой американской перди. Из всех радостей жизни у них только перекрестное размножение всех с каждым и шатание из точки А в точку Б. Разумеется, когда такому коллективу предоставляется шанс весело умереть, все просто кипятком писают от радости (этого в фильме не показывают, но по лицу некоторых персонажей явно прослеживаются следы сей реакции).
Девушки натыкаются на загадочное здание, которое появилось ниоткуда и мощно маскируется под музей восковых фигур. Девушек совсем не смущают здания, появляющиеся посреди улицы просто так, если это, конечно, не бар. Мерзкие бары впитывают большинство мужчин, словно губки, из-за чего девушкам решительно нечем заняться вечером (перекрестное опыление возможно и с другими девушками, и даже с некоторыми представителями растительного мира, но мы говорим о более-менее приличном фильме). Разумеется, мерзкие девушки, две из которых блондинки, а третья с ними бы просто не выдержала, решают посетить это здание аккурат в полночь. Все говорит за то, что эта блестящая идея! Если здание возникло ниоткуда, битком набито зловещими восковыми уродами, и вас пригласил туда человек с лицом законченного извращенца, то разве может что-то предвещать угрозу?
Проблема девушек, особенно если они блондинки, заключается в том, что они могут предложить вам засунуть голову в сопла баллистической ракеты, и вы с радостью сделаете это, всю дорогу думая о таких высоких вещах, как груди или что-нибудь на том же уровне. Посему, две блондинки легко обрекли на смерть 4 ни в чем не повинных друзей, среди которых оказалось поровну представителей всех полов. Друзья отправились в загадочный дом, по дороге разыгрывая детские конфликты из серии "кто чей парень". Оказавшись на месте, все осознали недоброе. Атмосфера в доме была как раз на отметке "зловещая" и продолжала понижаться до загробных низин.
Однако никто не порешил этих остолопов гигантским тесаком прямо у входа, хотя надежда на это была велика. В доме действительно имелись восковые фигуры, причем не простые, а вписанные в интерьер. Каждая фигура разыгрывала на своем участке какую-то микросценку. И да, каждая фигура была монстром. Некоторые экспонаты изображали акты зверских убийств, некоторые уже доедали жертв, а остальные подозрительно бездействовали. К этим бездействующим устремились в первую очередь блондинки, которым сначала нужно непременно потрогать самую ужасающую на вид вещь, дабы убедится, что это вовсе не мужчина (правда, иногда довольно ужасающие на вид вещи действительно оканчиваются оргазмирующими мужчинами). Естественно, только блондинки приблизились к восковым изваянием, началось страшное!
Дело в том, что если подойти к экспонату достаточно близко, то проваливаешься в другую реальность. А там - все по-настоящему. Совершенно реальный мир, где экспонат живет свою крохотную жизнь и раз за разом повторяет один и тот же кошмарный ужас. Оборотень кусает случайную жертву, мумии учиняют вендетту в гробнице, Дракула брутально обедает, а зомби гуляют по кладбищам при луне. В общем, все как в жутких фильмах про всякую нечисть.
Тут же подростки начинают дохнуть со страшной скоростью, как на адском конвейере. У каждого нет ни шанса, а происходящее начинает напоминать забавную игру. Монстры развлекаются вовсю, кровь и внутренности летят со страшной силой, и на это смотришь с поразительной отчужденностью мясника. Интересно вовсе не чем закончится это резня, а как именно она будет продолжаться.
Редкий фильм заставляет сопереживать монстрам так сильно. Герои не вызывают никакого уважения, благо сценаристы не потрудились наградить их характером, отличным от дверной ручки. Каждый персонаж воспринимается как потенциальный фарш, время жизни которого измеряется в минутах. За всеми хаотичными метаниями человеческих ничтожеств на экране следишь лишь постольку поскольку. В крови бурлит инстинкт хищника, сворачивающий весь мир до первобытного состояния. Пока людишки бегают взад-вперед, словно тупые овцы, злобные твари неспешно вершат свой лютый масакр. И от этой предопределенности фильм сильно выигрывает. Ясно, что молодежь перебьют, как излишне проворный корм, ясно, что сотворят это максимально жестоко, а поскольку все и так ясно, остается только откинуться на спинку кресла и наслаждаться зрелищем.
Однако, тут режиссер решает, что его фильм недостаточно нравоучителен. Ему не хватает какой-то морали или чего-то такого умного. Типа пафоса или глобального смысла. Чего-нибудь масштабного, вроде борьбы Добра со Злом. Или сражения во имя Спасения Мира. Или любой другой клюквы, которая давно ошивается в загоне самых тупых и бессмысленных сценарных идиотизмов.
И он напускает этого чуда в огромных количествах! Доселе ровное и забавное действие начинает хромать на все четыре ноги, изредка опираясь на тощий хвост любовной линии. А как же иначе! Любовь вспыхивает внезапно, аккурат между гробами и пыточными агрегатами. Увы, чахлый пестик этого убогого чувства никак не может разрастись за 10 минут экранного времени. Да и почва, на который его высадили, предназначена совсем для других цветов. Всяким слюнявым розам среди местных сорняков места не нашлось. Любовь увяла быстро, так и не успев расцвести.
Тем временем в фильм вливают львиные дозы смысла. Якобы все не просто так. Якобы это не просто музей, а некое место, где самые лютые дьявольские отродья ждут своего часа, дабы воскреснуть и покорить мир. И так уже сильно хромой инвалид падает навзничь в приступах диких судорог. По всему видно, что из глубокого маразма так просто не выйти, тем более, что он прогрессирует. Нам зачем-то начинают объяснять, почему в музее именно 18 восковых фигур (потому что 18 - это три раза по 6, а 666 - число Зверя), почему смотрителем там является старый извращенец и прочее, от чего хочется вопить только "Да начерта оно мне?!".
Зрелище это смешное и жалкое одновременно. Пока главные герои тужатся в отвратительных попытках сыграть любовь на фоне грядущего Апокалипсиса, любимые взгляду монстры предстают перед нами в ностальгирующем виде. Тут есть и одинокий домик в лесу из Зловещих Мертвецов, и прекрасная стилизация под Вампирские саги 80-х, и даже стильная сцена, точно повторяющая "Ночь живых Мертвецов" Ромеро. Десертом идут оторванная рука, бегающая по своим делам (привет, Эш!) и крутой оборотень, похожий на белку (привет, Ван Хельсинг!).
Однако, вместо того, чтобы разом прибить всех бездарных людей и оставить фильму хоть шанс, режиссер решается на дополнительную операцию. А вдруг повезет, и пациент вскочит да затанцует? Нет, Энтони, безногие не танцуют, особенно если их застрелили. Финальная битва, которая должна была поразить воображение размахом и смелостью замысла, похожа на потасовку в доме престарелых на Хэллоуин. Натурально, дед на инвалидной коляске и еще кучка стариков избивают палками сборище фриков в резиновых масках. Выглядит это настолько жалко, что уже даже не тянет на фарс. Какой-то дрянной вертеп, где никто толком не знает что делать, поэтому просто делает то, что не нужно. Постановка ужасна, а весь идиотизм сценария вылезает наружу, как голая попа павиана. Ясно, что нужно было как-то склеивать этот пафос, смысл и прочую насадную ерунду к финалу, да еще и девать куда-то кучу неиспользованных персонажей. Так нет ничего проще, как свести их в крохотном помещении и отмашкой дать команду "Мочи!". Выживший получает девушку и шанс гордо уйти в ночь на фоне догорающих развалин.
Одним словом, Энтони Хикокс сам себя перехитрил. Имея в наличии одну довольно неплохую идею (про музей монстров) и еще десяток откровенно дебильных (про спасение мира), он решил намешать из них густую кашу, где все идеи, и хорошие, и плохие, превратились в одинаковое гуймо. Это видно очень четко, и от этого не получается в конце думать о фильме так же хорошо, как и в начале. Да, происходящее действительно напоминает очень тонкий стеб над классикой жанра, но к концу он становится слишком уж тонким и по всему видно, что это уже не стеб, а грязные попытки за него сойти. Крайне рекомендую смотреть начало фильма, где бодрый оборотень смахивает пыль с волосатых плеч, а вампиров убивают бутылками из под шампанского. После можно смело идти по своим делам, не опасаясь за фильм. Все оставшееся время он будет тихо и мирно себя хоронить.
Музей восковых фигур - ЭТО: |
Музей восковых фигур - ЭТО НЕ: |
Отличная завязка |
Целый фильм |
Забавные монстры |
То, что могло быть |
Блондинка в кровище! |
Конец |
Монстры страдают фигней
[ Обсудить статью на форуме ] |
|