|
Страница фильма в IMDb: http://imdb.com/title/tt0093605/
Что мы знаем о вампирах? Как простые здравомыслящие люди мы знаем, что вампиров не существует. Как менее простые люди, слышавшие о существовании биологии и разнообразии видов, мы знаем, что вампир - это единственная на Земле летучая мышь, основной едой которой является корова. Тут важно дать здравомыслию отдохнуть, потому что никакая логика в мире не объяснит, как одно существо может сожрать другое, не заметив разницу в весе примерно в полтонны. Прочие люди, для которых здравый смыл есть всего лишь сочетание двух слов, до сих пор не поняли, о чем идет речь.
Как бы то ни было, любой человек в глубине души уверен, что настоящий вампир как две капли воды похож на мима с клыками. Голливуд учит нас, что образ настоящего вампира создается во время изнурительного боя гримера и актера в цехах кондитерской фабрики. Актера валяют в муке и вставляют карамельки в зубы до тех пор, пока он не начинает шипеть и выглядеть весьма мертвым.
Между тем, настоящие вампиры имеют привычку коротать жаркие дни в гробах, отчего жутко не высыпаются, напрочь лишены личной жизни, а о путешествиях не могут даже мечтать. Кроме того, настоящие вампиры пьют только свежую человеческую кровь, потому как от всяких аналогов, вроде томатного сока и выжимок из хладных трупиков крыс, у них начинается кариес и диарея. И последнее. Вампиры не очень любят осиновые колья, застревающие у них в сердце, разнообразную пищу с добавлением чеснока и солнечные ванны. Трудно любить вещи, способные вызвать у тебя стойкое ощущение смерти.
А теперь сложите все известные факты в уме и прикиньте, может ли в природе существовать организм, рацион которого сводится к поеданию одного единственного продукта, сон проходит в ящике, а продолжительность времени суток зависит от того, насколько ярко освещено помещение? Существуют ли после этого вампиры? Конечно нет! Тем не менее, вы сильно ошибаетесь.
Вампирское кино - это целый культурный слой, копаться в котором нет никакого желания. Будучи самым популярным монстром, вампиры вдоволь натерпелись от рода человеческого. Постоянные реинкарнации на экране сделали из Детей Ночи балаганных клоунов. Вампир сегодня - это как постыдное клеймо. Жуткий моветон в сочетании с презрительной ухмылкой. Безнадежные, старые и всеми униженные, вампиры в последнее время годятся лишь для объекта насмешек в молодежных комедиях, степень интеллектуальности которых граничит с абсолютным нулем. Но в целой куче застарелого дерьма всегда найдется чудо. Таким чудом является "Near Dark". Фильм про вампиров, который интересно и приятно смотреть. Просто потому, что это вещь в себе. Самобытная и очень оригинальная история. Настоящий ренессанс жанра, смелая и очень удачная попытка поднять вампиров из гробов истории и выпихнуть их на солнечный свет. Результат? Мощнейший фейерверк чистого приключенческого ужаса!
На что похож "Near Dark"? Представьте себе комнату, которую не убирали много лет. Пыль, старье, бесконечный хлам предметов, от которых тошнит. Эдакое кладбище истории и полный застой. А теперь представьте себе фильм, который спокойно входит в комнату, сгребает все предметы в кучу и вышвыривает их на улицу прямо через окно. Потом он медленно и очень философски закуривает сигарету и наслаждается сквозняком. А после - уходит. И не остается ничего, кроме пустой комнаты, дыры в стене, ветра и бычков. Подобное случится с вашей головой, забитой пыльными стереотипами и дрянными клише о вампирах. Не останется ничего, что напоминало бы о паскудной тошноте третьесортных ужастиков. Только пара мыслей на ночь и необыкновенная легкость бытия.
В чем секрет? Режиссура и очень грамотный сценарий. Первое - заслуга Кэтрин Бигеллоу. Талантливая художница - очень правильный режиссер. Во всех своих работах Кэтрин исследует природу насилия. Где-то это очевиднее, где-то - только намек. Мои любимые "Странные дни" - это просто гимн человеческой жестокости. "Near Dark" - скорее слабое посвистывание себе под нос. Да, герои устраивают кровавые чистки, да, они глумятся над жертвами и убивают весьма иронично. Кроме того, они даже не задумываются над ценой человеческой жизни, просто потому, что они изначально не люди. Главный герой фильма, новообращенный вампир, наоборот, не может убить человека. Хотя бы потому, что сам недавно был таким. Вопрос выживания загнан в угол моралью. И этот тонкий конфликт Бигеллоу раскручивает очень ненавязчиво и красиво. Никто не вкладывает зрителю в рот разжеванные философствования о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Перед нами жизнь, которую каждый волен понимать, как ему вздумается. Там, где одни увидят безостановочную резню в стиле родео, другие заметят призыв к человечности и робкую просьбу хоть изредка думать не только о себе.
Грамотный сценарий, который тоже писала Кэтрин, - это настоящий часовой механизм. Чем отличается хорошая история от полной ерунды? В хорошей истории нет ничего важнее мелочей. Это целый мир, придуманный и просчитанный до последней детали. Мир, где все шестеренки вращаются ровно, и чтобы ни случилось, будьте уверены: механизм тикает не просто так! У него есть цель, а значит, будет результат.
Важно запомнить, что мозгу все равно, что происходит с героями. В конце концов, с ними не может произойти ничего нового. В литературе всего 17 конфликтных ситуаций, которые давно известны еще со времен Шекспира. Мозгу интересно, КАК это будет происходить. Поэтому мы помним, кто как держал сигарету или кто как удачно пошутил. Помним всякую ерунду и не задумываемся о глобальном. В конце концов, когда мы смотрим на часы, мы в первую очередь запоминаем, как выглядят стрелки и цифры, а уж потом вспоминаем, что хотели узнать время.
И "Near Dark" - один из ярчайших примеров точного и работающего сценария! Динамики, напряжения и логики ему хватает с лихвой. История раскручивается, как взбесившаяся юла. Оторваться совершенно невозможно, а сюжет резкий и нервозный, как кардиограмма судорог. И пока основное действие набирает силы до финального взрыва, ружья, показанные в первом акте, палят в последнем в адской канонаде. Если мы видим в начале лошадь, знайте, что в конце она пригодится главному герою. Если видим ковбойскую шляпу - получим неоклассическую дуэль на пустынных улицах ночного города. Каждое слово персонажей, каждое действие связаны между собой единой логической цепью, которая приковывает к экрану и держит крепче стали.
К слову, визуальное решение фильма - современный вампирский вестерн. Теперь ясно, откуда растут ноги у Карпентеровских "Вампиров". Но если там картинка была выдержана в духе спагетти-вестернов времен Клинта Иствуда, то тут, скорее, умеренная и холодная городская резня. Электрический Дикий Запад на бесконечных Американских автострадах. Через пустыню с бензином, пылью и непременным Десерт Иглом бронебойного калибра.
История довольно незамысловатая. Паренек по имени Калеб Кольтон решает склеить на дороге девушку. Девушка оказывается весьма странной и, недолго думая, ест парня. Ест не до конца, так, слегка надкусывает, но этого вполне хватает для того, чтобы подцепить вирус вампиризма. Да, тут это сродни заболеванию крови с весьма неприятными последствиями. Лучи солнца оказывают на тело такой же эффект, как доменная печь на кучку пороха. Выйдя из тени, можно стать хорошо прожаренным стейком и сделать это быстрее, чем стервятники поймут, как им повезло. Кроме явного минуса, у заболевания есть и большие достоинства. Пули больше не убивают, а старость становится уделом кого-то другого. Однако регенерация и вечная молодость существуют лишь до тех пор, пока вампир кормится. Регулярность кормления свежей кровью - залог силы и здоровья.
Калеб долго страдает, в блевотных попытках пытаясь осознать, чем же он стал. Все это сильно напоминает другой фильм, где парня покусали вампиры, а он долго мучался, отказываясь есть свою подружку, хотя природа настаивала. Тут до унижений из серии "пожирание крыс и голубей в парках" дело не доходит. Калеб воссоединяется с девушкой Мэй и ест ее. Подобный обмен жидкостями удивительно похож на странного вида секс (обычного тут не показывают). Такие обеды на брудершафт продолжаются недолго. Калеб должен научиться убивать сам, иначе ему просто не выжить. У Мэй имеется семья. Отец - самый старый вампир со своей спутницей, Брат и младший брат. Все они, разумеется, не родня, а сплотились лишь по видовому признаку. Но таким составом весьма эффективно и долго живут.
А дальше начинается долгое путешествие через ночь, по барам и притонам, тихим городкам да пустым автострадам в надежде понять, приживется ли Калеб к новой семье или так и останется уродом? Все это сопровождается жестокими смертоубийствами, кровью через край и непременными конфликтами. Младший братик любит Мэй, Мэй любит Калеба, Калеб - урод и есть никого не может, посему сильно бесит старшего брата. Все вместе они весьма достали Отца и его Спутницу, которым, в принципе, и вдвоем хорошо. А еще все это время под ногами путаются люди, которые по разным причинам хотят отстрелить голову другую.
Важная особенность всего этого действа заключается в том, что сюжет несет нехилой силы драматический элемент. В коем-то веке вампирам хочется сострадать. Они не вызывают восхищения и не похожи на злобную шайку супергероев, упивающихся собственной крутостью. Они не летают, не эстетствуют и всем своим видом больше похожи на бомжей, нежели на избранных. Да, они живут вечно, но смысл этой жизни давно для них утерян. Да, они не чувствуют боли, но сами вынуждены постоянно ее причинять, вырезая целые толпы людей. И да, они грязные и усталые, никогда не смогут посмотреть на солнце. Потому что их жизнь - бесконечная дорога от заката до зари. Эдакий цыганский табор брутальной направленности.
Все актеры в полном составе раньше были замечены за изничтожением Чужих. Ланс Хэнриксон, как всегда, очень страшный, но симпатичный. Рожи не строит, все делает в меру страшно и даже в некоторых местах со слезинкой. Но лучший номер этой программы, конечно, безумный Брат в исполнении товарища Пэкстона. Пэкстон - невероятно мощный актер. А вампир - так просто ураганный! Его безумия и кровавой жажды хватит, чтобы уделать множество безумных Томов Крузов из "Интервью с вампиром" и одного черного Блэйда. Пэкстон - это что-то невероятное! Как он дает на орехи байкеру в баре (кстати, чуть позже этому же байкеру лично навалял Терминатор), - это надо видеть. Дикий сплав цинизма, отгороженности и полного улета башки. Однозначно наш выбор в области сумасшедших вампиров.
Прочие актеры тоже стараются, но места для маневров у них не так уж и много. В основном запоминаются стильные баталии (сцена с прострелянными стенами, где вместо пуль ранят солнечные лучи, - это шедевр жанра, сразу и без оговорок). Кстати, нападение на грузовик с ползанием по капоту и вырыванием запчастей почти полностью перекочевало в Терминатора. Вот они, кровные узы! Из Чужих через Вампиров прямо к Роботам на стол.
Одним словом, отличный фильм! Красивый, умный и очень динамичный. Никакой фальшивки вроде шипящих клыкастых мертвяков, осиновых кольев или слов "вампир" через реплику. Никаких крестов, чеснока и прочей детской ерунды. Все серьезно и немного грустно. Все правдиво, и от этого довольно страшно. Все жестоко, потому реалистично. И, наконец, все необычно, и потому ново!
С приходом тьмы - ЭТО: |
С приходом тьмы - ЭТО НЕ: |
Необычные вампиры |
Дракула |
Вестерн |
Счастливая история |
Живое горение |
Кровь |
Вампиры, какими они должны быть!
[ Обсудить статью на форуме ] [ Другие статьи раздела ] |
|