Официальный сайт фильма: http://www.thedescent.de/ Русский сайт фильма: http://temnota.ru/
Скажем так... Есть мнение, что за последние пять лет мир не увидел ни одного по-настоящему страшного фильма ужасов. Есть теория, что все, выходящее на экраны, - лишь калька с классики. Есть твердое убеждение, что современного зрителя, вскормленного на кровавом поле массового кинематографа, принципиально невозможно заставить нервничать.
Просто погасим свет. Приглушим звуки.
И "Спуск" сожрет ваш мозг так быстро и так стремительно, что вы захлебнетесь в фонтанах адреналина гораздо раньше, чем сердце разорвет от панического ужаса. Бессмысленно закрывать глаза и безмолвно орать. "Спуск", как и любой совершенный ужас, пробивается через закрытые веки и заткнутые уши. Он стучится изнутри. Бешено долбит спящими генами по инстинктам выживания. Растекается жидким азотом по органам чувств. Превращает разум в маленькую орущую точку по имени Паника. "Спуск" - это атомная война против нервных клеток. Это миллионы тонн древних окаменевших страхов, наваливающихся огромной горой на орешек цивилизации.
Посмотреть "Спуск" - это все равно, что быть повешенным на веревке из собственных нервов. Или пить ледяной адреналин, падая в скоростном лифте. Последний раз человек боялся так лишь тогда, когда смотрел в глаза саблезубому тигру и ощупывал руками переломанные ноги.
Есть мнение, что по-настоящему страшный фильм можно смотреть только из коридора. Спуск выгонит вас в коридор. И даже дальше. Он вышвырнет вас из дома и погонит через темные леса в глубокую пещеру, где вам захочется забиться в самый далекий и дальний угол и тихо скулить. А "Спуск" будет скалиться. Потому что среди всех травоядных ужасов современности этот - настоящий хищник!
На бумаге, между тем, все выглядит вполне спокойно. Шесть девушек где-то в Северной Каролине решают заняться доступным экстримом. Речь идет о горах, веревках и всех этих сломанных ногах, от которых так тащатся мужчины. Но поскольку девушки неисправимы, то лезут они вовсе не туда, куда все нормальные люди. Они не лезут наверх! И это их первая ошибка. Худшее, что может случиться в горах - это падение. Но с ним, по крайней мере, все очевидно. Земля есть земля, и она всегда одинаково жестко встречает все то, что падает сверху, будь то дождь или связка альпинистов. Но девушки лезут вниз! Вся проблема низа в том, что худшее остается сверху. В то время как впереди ждет нечто, что гораздо, гораздо страшнее. Худшее и лучшее - это всего лишь две половинки одной стороны медали. Они играют в одной команде, и, по крайней мере, вы знакомы. Другая сторона - это непроглядная тьма, куда не захочется спускать даже врага, хотя бы из видоплеменной жалости.
Итак, девушки лезут в пещеру. Точнее в черную дырку в земле. Если бы речь шла о мужчинах, то не сомневайтесь, они бы сходили по разу в эту дырку, отпустили парочку сальных шуточек и уже вечером обсуждали бы проблемы развития футбола где-нибудь за бутылочкой прохладного пива. Мужчины и дырки так тесно связаны между собой с начала времен, что даже самая страшная и зловещая дырка мужчину не остановит. Но женщины - совсем другое дело. Они лезут в дырку чисто из спортивного извращения. Словно назло мужчинам. А зло, как известно, порождает зло. Особенно это известно женщинам, первый аргумент которых в любом споре - именно роды.
Стоит отметить некоторые конструктивные особенности мозга. Например, вот что думает мужской мозг при спуске в пещеру:
"Я думаю, что, поскольку я не мозг профессионального спелеолога и досконально не знаю всех тонкостей местной геологии, будет вполне логично спуститься в пещеру второго уровня сложности, захватив с собой ценный путеводитель с подробным описанием данного объекта. Кроме того, будет очень полезно отправить информацию о моем походе местным спасательным службам, чтобы они могли вызволить меня в случае неблагоприятного исхода. И да, с собой я возьму другие мозги мужчин, потому что они думают примерно так же и вообще, вполне надежные парни."
А вот что думает женский мозг в аналогичной ситуации:
"Хихихихихихи! Пещера. Хи-ихи! Интересно, я неплохо выгляжу? Ой, кажется, Джун спит с Полом. А Бет об этом точно что-то знает, но молчит. Пол - кааазел. Надо слазить в пещеру! Хихихихихи! Пол все мне расскажет, кобель проклятый. Пошел он к черту! Но я люблю Пола. Пол такой мииилый. Ы! Хотя бы потому, что у меня есть Пол, а у Холи вообще никого нет и вон она какая дура. ЫЫЫЫ! (плачет). А у этой Джун задница - толстая. И чего Пол в ней нашел? А в задницу и Пола, и Джун, и эту идиотскую книжку с описанием пещеры. Всех в задницу. Потому что я - свободная независимая женщина. И полезу в пещеру. В какую захочу. Захочу и полезу. ХИХИХИХИ! Точно, полезу в вообще никому неизвестную пещеру и спасателям не скажу. Вот будет весело! Посмотрю на лицо этой стервы Бет, когда она узнает. Хихи! ЫЫЫЫ! (плачет)."
Даже при поверхностном анализе заметно, какой именно тип мозга вызывает наибольшее количество неприятностей. Но в данном случае знаменитая формула "Все Беды из-за Баб!" сработала весьма неожиданно, поскольку все действующие лица в зоне ее действия оказались женского пола. Таким образом, женщины включили сюжетообразующий триггер больших неприятностей, не позаботившись о том, чтобы поблизости оказался хотя бы один мужчина, который мог бы их спасти.
И от этой отправной точки события развиваются по схеме попадания каловых масс в реактивное сопло. Все хуже и хуже, пока безысходность и отчаяние не смыкаются вокруг них, словно темный океан, желающий погреться около маленькой свечки. Бедные женщины спускаются в самый Ад, и единственный шанс выжить - бежать вперед, забыв о собственной природе. Бежать дико, жестко, в режиме полоумного берсеркера. Стать чудовищем, грязным мерзким животным, мужчиной, наконец! Потому что только в таком случае есть надежда на спасение.
Но до женщин, оказавшихся в жутком каменном мешке, это доходит не сразу. Медленно, слой за слоем с них сходит грязь социализации, обнажая острые края первобытных инстинктов. Пока тотализатор набирает обороты, и ставки на выживание конкретных особей увеличиваются, перед глазами разыгрывается небольшая драма из серии "у каждого свои скелеты в шкафу". Чем враждебнее становится обстановка вокруг, тем скорее отваливаются от героинь их картонные маски: сплоченность, логика, взаимопомощь, дружба... Гардероб общества остался сверху. Все эти фантики тут ничерта не значат. Когда видишь, как подруге выгрызают пупок и приходится делать факел из бердцовой кости, на мгновение забываешь о том, что сверху мир живет по законам морали. Это жизнь, детка!
Мир наверху становится раем, доступ в который откроется только самым отъявленным грешникам. Тем, кто способен рубить головы ледорубами, выдавливать глаза и голыми руками разрывать глотки. Кто ради собственного выживание будет кусать, рубить и рвать. И главный пункт сценария, выпускающий на волю целую орду свирепых подземных монстров, включает конвейер по производству настоящих машин для убийств.
Нет взаимопощи!
Нет дружбы!
Нет жалости!
Есть только желание выжить.
К концу кровавой резни все четче вырисовывается очевидный вывод: страшнее женщины монстра нет! Это заменит и слоган, и аннотацию, в то время как потрясенный зритель вынесет из зала довольно простую идею: в задницу спелеологию!
И причин тому - масса. "Спуск" - это раскаленная кочерга отличного европейского хоррора, которую приставляют к вашей памяти. Может, клеймо кошмара и не на всю жизнь, но несколько дней помнить точно будете. Профессионально сделанное и действительно жуткое кино, снятое просто и правдоподобно настолько, что кажется, будто постоянно стоишь за спиной у героев и нервно озираешься по сторонам. Операторская работа, игра актеров и точно выверенный сценарий, словно таймер на бомбе саспенса, отсчитывающий последние тик-так до сердечного приступа. Атмосфера нагнетается, краски сгущаются.
"Спуск" идеален по картинке, если бы не пара досадных недоразумений с компьютерными спецэффектами. Виной тому скромный бюджет картины всего в три с половиной миллиона фунтов стерлингов. Тут нет лоснящихся шкурок тиранозавров стоимостью под двести миллионов долларов каждая, никто не арендовал Новую Зеландию для декораций, да и с остальным наблюдается полный аскетизм. Если пещера, то никаких дополнительных источников света! Только фонарики, зажигалки и ограниченный запас сигнальных факелов. Клаустрофобия, тьма и истерика - вот что было у авторов. И именно благодаря им каждый маленький серый камень фантазия зрителя превращает в часть огромной горы.
Отдельную благодарность стоит вынести создателям монстров. Это злобное потомство Голума, изнасилованного маткой Чужих, выглядит и ведет себя так люто и яростно, будто пытается отомстить всему миру за собственное уродство.
Великолепный фильм ужасов! Возможно, лучший из всех, что появились за последние несколько лет. Неврозный, с кровью, дикими тварями и полным набором самых кошмарных страхов. Бойтесь.
Спуск - ЭТО: |
Спуск - ЭТО НЕ: |
Темно |
Для ночных просмотров |
Узко |
Для слабых желудков |
Черт, страшно! |
Для спокойного сна |
По веревочке прямо в Ад!
[ Обсудить статью на форуме ] [ Другие статьи раздела ] |