|
Официальный сайт фильма: http://www.sonypictures.com/movies/boogeyman/.
Примечание редактора: на официальном сайте есть две игрушки: Flash-игра "Count To Five" и Shockwave-игра "Escape The Boogeyman". Первая довольно тупая, нужно собрать словосочетание из разбросанных букв перед дверью, которая трепыхается и "пугает" вас звуками из колонок. А вот вторая поинтереснее будет. И пострашнее.
Верим ли мы в сказки? Нет, не верим, зная, что это всего лишь спрессованная и хорошо законсервированная народная мудрость. С другой стороны, мы можем не верить в них в целях самообороны, поскольку сказки на ночь - это не только залог спокойного сна, но и питательная среда для выведения кошмаров. Если рассмотреть сказки с точки зрения логики, вся правда об их жуткой природе выходит наружу. Колобок - это отрубленная говорящая голова. Буратино - древесный голем. Красная шапочка - жертва оборотня, которого в конце расчленил Добрый Дровосек. Вся сказка о спящей красавице - история некрофилийной реанимации. Чего уж говорить о гномиках, затащивших к себе в подземелья юную девственницу Белоснежку. Вы все еще верите, что они там и вправду ели яблоки?
Сказки жестоки по своей природе и обладают поразительной мимикрией. Истории, некогда наводившие ужас, по прошествии лет воспринимаются с легкой улыбкой. Их даже читают детям ночь, полагая, что перегрузки нервной системы и лужа в трусах способствуют сновидениям. Сказки очень похожи на маньяка-педофила, отсидевшего большой срок в исправительном заведении и вышедшего на свободу якобы новым человеком.
А теперь отправимся в Америку. Когда первые поселенцы прибыли туда, помимо запасов продовольствия и книги "65 поразительных способов прикончить индейца" они привезли с собой сказки. Те самые, что им рассказывали родители в Старом свете. Переселенцы привезли веру в своих Древних Богов, мифы и всех тех существ, которые веками обитали в Европе. А поскольку переселенцев было очень много, и каждый из них верил во что-то свое, то Америка стала страной, где сегодня обитает любая мыслимая чертовщина. Ирония судьбы заключается в том, что, провозглашая себя оплотом мировой Демократии, американцы и не думали, что, фактически, говорят: "Мы позволяем всем видам потусторонних существ обитать на нашей земле, вне зависимости от их пола, цвета кожи и количества щупалец".
Так появился монстр из шкафа. Стенные шкафы очень характерны для типичных американских домиков, которые все, как один, похожи на приюты Наф-Нафа и легко сносятся ураганом. Соответственно, особенности архитектурной планировки обусловили возникновение монстра, который мог бы извлечь из нее максимальную пользу. Обычному человеку и в голову не придет подолгу оставаться в стенном шкафу (если, конечно, муж не вернулся слишком рано), в то время как для всего потустороннего темные пространства среди рубашек и вешалок - дом родной. Трудно представить себе существо, обитающее в шкафу и питающееся трусливыми детьми. Примерно с таким же успехом можно представлять себе Носочного Демона, пожирающего ровно один носок из пары (ведь куда-то эти носки должны деваться?). Однако детские страхи не взывают к логике. Их строительным материалом может стать любой предмет, отбрасывающий длинную тень, издающий подозрительный шорох или висящий довольно зловеще (как например, занавеска или покойник). Посему, многие боятся темноты. Но еще большее количество людей боится вовсе не темноты. Они боятся того, что в ней обитает.
Из короткого посыла "монстр в шкафу и, изредка, под кроватью" трудно выжать леденящую душу историю длинной в 90 минут. Отбросьте 10 минут на завязку и еще 10 на финальную битву. А теперь подумайте, выдержите ли вы еще 70 минут путешествий по стенным шкафам? Посему сценаристу нужно было крепко поднатужиться, чтобы растянуть творческую какашку на долгие километры пути. К сожалению, перед дорогой он откусил от каждого ужастика по маленькому кусочку, в результате чего обгадился прямо на пороге. Все же единственным достоинством селедки с молоком является мгновенная диарея. То, что мощной кучкой навалено в самом начале фильма, пугает весьма солидно. Этого скромного посыла хватает ровно на то, чтобы запалить искру атмосферы, которая в течение часа будет тлеть и потрескивать, заставляя хоть как-то дождаться финального дымка.
Куда ушли продюсерские деньги – вопрос с весьма туманным ответом. Несмотря на то, что купюры были помусолены лично Сэмом Рейми, дух Зловещих Мертвецов съемочную группу так и не посетил. От джигитских зарубов с нечистью, таких, чтоб с перцем и лихой шуткой напоследок, тут не осталось ровным счетом ничего. Страшная тварь весь фильм старательно избегает зрителя, засвечивая то палец, то копчик, но никогда всю тушку целиком. Ни одной бензопилы в сарае не предусмотрено. Для борьбы со злом завезли только молотки, биты да строительные гвоздометы, набирающие в последнее время странную популярность. Галлоны крови так и оставили на таможне, в результате чего Бугимен был вынужден действовать чуть ли не с салфеточкой. Пара кровоподтеков да две ссадины - вот и весь праздник.
Зато дом с привидениями, где обитают мертвые матери, а через каждую дверь телепортируется Бугимен, свое дело знает. Он скрипит, хлопает ставнями и старательно выводит окна на самые нелицеприятные пейзажи. Он хранит множество воспоминаний и больше всего похож на произведение архитектора, который своей целью ставил создание многоэтажной, разнообразной и весьма удобной камеры смерти. Кроме того, в доме полно дохлых детей! Они заводятся там с самого начала и начинают активно размножаться, поэтому к середине скапливается чуть ли не массовка трупиков из Японских ужастиков! Детей много, но каким-то чудом ни один из них не успел продемонстрировать аутизм, что спасло фильм от мгновенного провала. К слову, в реальности дом, где проходили съемки, был построен в 1850 году и сейчас является собственностью Йена Фергюсона, управляющего похоронной службой пригородов Окленда.
Главный герой - последний винтик в механизме бытового ужаса. Парень, на глазах которого шкаф съел отца, вынужденный вернуться домой и пережить со своей фобией ровно одну ночь. Подобная конструкция давно вышла в тираж. Дом с приведениями, монстр и слабый протагонист, под конец фильма обретающий взгляд из серии "ну все, достал!". Классика жанра, где все предсказуемо настолько, что просто не позволяет вести подсчет заимствований.
"Бугимен" - это, пожалуй, редкий вид честного ужаса. Главный монстр - это честный монстр. Он действительно живет в шкафу и питается людьми вовсе не из-за каких-то там сложных мотиваций, а просто потому, что монстр. Дом с приведениями - честный дом. В нем полно комнат, где побоялся бы поужинать Ганнибал Лектер и заснуть Фредди Крюгер. И да, тут полно людей, которые просто обожают шляться по самым темным местам и идиотским голосом спрашивать "Кто здесь?"
Игра в классики сыграла, однако, и злую шутку. Лишенный возможности изобретать велосипед, режиссер, тем не менее, обязан был хоть чем-то пугать народ. А раз ничего нового не придумано, то нет лучшего выхода, чем рассадить в каждых подозрительных кустах симфонический оркестр, который после нескольких секунд напряженный тишины делал бы подлости типа "ТА-ДАААА!!!". Дешевый трюк с жутким визгом или резкой вспышкой света работает всегда. Даже в век цифровых технологий можно заставить человека нервно пукнуть, внезапно запрыгнув ему на спину (особенно, если сделать это с ножом, задавшись целью пришить придурка).
Представьте, что вы входите в темную комнату и чувствуете, что где-то притаилось ОНО. И как только вы поворачиваетесь, чтобы уйти, тварь с визгом прыгает следом. А теперь зайдите в эту же комнату еще раз, два, тридцать... Интересно, что покажет "страхомер" после 165 попытки? Страх, подаваемый разовыми порциями, перестает действовать так же быстро, как и начал. Без грамотной атмосферы все местные кошмары похожи на стол, где есть и вилки для рыбы, и хитрые ложки для устриц, а из еды только чипсы и вода.
"Бугимен" – одноразовое зрелище. Фильм, на который стоит идти как на аттракцион в парке развлечений. Вы заходите в пещеру, и на вас со всех сторон кидаются пластиковые монстры. Вы кричите, смеетесь, после чего выходите обратно с весьма приподнятым настроением. Это испуг, и он не имеет ничего общего с тем страхом, что заставлял пещерных людей прижиматься теснее друг к другу и изобретать дубины.
Посему и актеры, и операторская работа, которая весьма хороша, а местами просто великолепна, идут стройным шагом, даже не пытаясь перейти на галоп и что-то доказать. Так работают ремесленники. Грамотно, качественно, но без намека на гениальность. Единственного шарма всему происходящему придает тот факт, что в фильме имеется Зена - Королева Воинов, опознать которую помогают лишь финальные титры.
Одним словом, "Бугимен" - это еще одна страшная сказка на ночь, которая в реальности выглядит гораздо страшнее.
Бугимен - ЭТО: |
Бугимен - ЭТО НЕ: |
Двери всех видов |
Человек-сопля |
Дохлые дети |
Саспенс |
Типичный Бука |
Выдумка |
Самый обыкновенный ужас.
[ Обсудить статью на форуме ] [ Другие статьи раздела ] |
|